#Repost @izd_prosv
В декабре этого года одиннадцатиклассникам традиционно предстоит написать
итоговое сочинение. Для него уже определили пять направлений.
1. «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и дорожных приключениях
литературных героев. Дорога может быть осмыслена и в символическом значении.
Обращение к художественной, краеведческой, научной литературе, мемуарам,
дневникам, травелогам и публицистике позволит рассмотреть путешествие как
средство познания действительности и внутреннего мира человека.
2. «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»
Тема позволяет задуматься о диалектике плюсов и минусов цивилизационного
процесса. Примеры из философской, научной, публицистической и мемуарной
литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический
прогресс. Оправданно будет и обращение к жанрам научной фантастики, утопии и
антиутопии.
3. «Преступление и наказание — вечная тема»
Направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и
нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести,
ответственности, раскаяния. Этой проблематикой богата и научная, и публицистическая,
и художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление
и наказание» Ф.М. Достоевского, чьё 200-летие мы будем отмечать в конце года.
4. «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения
выпускника. Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт,
школьник может привлечь для аргументации примеры из художественных текстов,
мемуаров, дневников, публицистики, искусствоведческих трудов.
5. «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»
Направление сформулировано с отсылкой к поэме Н.А. Некрасова, 200-летие со дня
рождения которого отмечается в конце года. Поставленный вопрос даёт возможность
порассуждать о понятии «гражданин», об общественной справедливости, о причинах
социальных пороков и способах их устранения. Для раскрытия тем этого
направления можно привлечь примеры из художественной и научной литературы и
публицистики.