ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ШКОЛЕ
Цели и задачи
профориентации в школе
Цели
школьной профориентационной работы
- Формирование у детей готовности
к труду.
- Воспитание качеств,
способностей, свойств для дальнейшей профессиональной деятельности.
- Профориентационная поддержка
школьников во время выбора профессии.
Задачи
школьной профориентационной работы
- Ведение информационной работы с учащимися: знакомство с профессиограммами, информацией о текущих и будущих потребностях на рынке труда, условиями и труда и возможной заработной платы, дальнейшим развитием в рамках выбранной профессии
- Получение, изучение и использование информации о возможностях, склонностях, интересах школьников с целью помощи им в самостоятельном выборе профессии.
- Разработка и внедрение большого
количества различных вариантов профильного обучения: программ, уроков,
форм, методов, экскурсий и т.д.
- Поддержка школьников группы
риска, у которых могут возникнуть проблемы с трудоустройством: отстающих в
обучении, из коррекционных классов.
- Совместно с заведениями высшего
или среднего профессионального образования обеспечивать подготовку и
плавный переход учащихся на следующий уровень обучения.
Экономический
компонент –
состоит в изучении структуры трудовых ресурсов рынка труда с демографической
точки зрения, условий труда, профнепригодности получившихся работников, путей
повышения мотивации к труду. Также является процессом помощи и мягкого
направления к выбору той или иной специальности, учитывая как интересы ребёнка,
так и планируемые потребности рынка.
Медико-физиологический
компонент –
помощь в выборе профессии с учётом индивидуальных физических возможностей или
медицинских противопоказаний школьника. Знакомство учащихся с требованиями,
предъявляемыми различными профессиями.
Педагогический
компонент –
заключается в воспитании у школьников общественно значимых причин и мотивов выбора
профессии.
Психологический
компонент –
достоверное изучение, выявление психологических аспектов профессиональной
пригодности, структуры личности и формирование определённой профессиональной
направленности.
Социальный
компонент –
состоит в исследовании различной информации связанной с профессиями или рынком
труда в целом: популярность, престижность, доходность, общественное мнение,
степень удовлетворённости выбранной профессией. Также в социальном компоненте
профориентации ведётся работа по формированию ценностных ориентаций у
школьников для осознанного выбора будущей профессии.
Формы
профориентационной работы в школе
Работа с
учениками
- Встречи с интересными людьми,
представителями профессий, представителями высших учебных заведений и
предприятий-работодателей.
- Экскурсии на предприятия, ВУЗы.
- Факультативные занятия, кружки
по интересам, углублённое изучение предметов.
- Помощь в определении
необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за
её пределами.
- Анкетирование учащихся.
- Комплексное профориентационное
сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации,
тестирование, занятия, тренинги т.д.).
Работа с
родителями
- Индивидуальные беседы и
консультации для родителей учеников.
- Лекции для заинтересованных
родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении
соответствующего образования.
- Проведение классных и
общешкольных родительских собраний.
- Анкетирование родителей.
- Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии.
- Привлечение родителей для помощи
с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул.
- Совместно с родителями создавать
и вести кружки различных направлений (художественные, спортивные,
театральные, интеллектуальные).
Организационно-методическая
деятельность
- Ведение профориентационной
работы в школе, создание своих и адаптация имеющихся программ по
профессиональной ориентации школьников.
- Помощь учителям и сотрудникам школы с подбором материала, в проведении занятий, диагностики и консультаций.
Оценка
эффективности профориентационной работы в школе
Для
проведения качественной оценки профориентационной работы в школе можно выделить
5 результативных критериев и 2 процессуальных. К результативным критериям
относятся:
Достаточность информации о выбранной профессии и методах её получения.
Школьник может сделать осознанный выбор профессии, только зная о её месте на
рынке, условиях труда, предъявляемых требованиях к знаниям и физическим характеристикам.
При наличии достаточного количества полученной информации ученик ясно
представляет себя в выбранной профессии и необходимые шаги для её получения.
Потребность осознанного выбора будущей профессии
Если ученик проявляет активность в поиске информации о тех или иных специальностях
без давления извне, самостоятельно пробует себя в интересующих направлениях
возможной деятельности или составил план дальнейших действий, то критерий
потребности обоснованного выбора профессии можно считать полностью удовлетворённым,
а стоящую перед школами задачу выполненной.
Осознание школьником общественной значимости труда
В процессе школьной профориентационной работы учащимся школ должно прививаться
отношение к труду как к жизненной ценности. У школьников 8-9 классов подобное
отношение находится в прямой взаимосвязи с потребностью осознанного выбора
профессии, что прямо влияет на качество их дальнейшей жизни.
Осознание школьников своих возможностей и интересов
Под руководством школьных, опытных специалистов ученик со временем осознаёт
свои желания, ценности, физические и моральные возможности и основываясь на них
совершает выбор дальнейшего карьерного пути. Большая роль здесь отводится
школьным психологам и педагогам для максимально корректного определения характеристик
ребёнка.
Наличие плана дальнейших шагов к получению профессии
Школьник должен сделать осознанный выбор профессии, базируясь на всём многообразии
полученной информации о рынке труда с учётом собственного мнения и
возможностей. После совершённого выбора старшеклассник также должен хорошо
представлять себе все дальнейшие шаги, которые в результате и приведут его к искомой
профессии. Наличие такого плана свидетельствует об успехе проведённой школьной
профориентационной работы.
Двумя процессуальными критериями результативности школьной профориентационной
деятельности можно назвать:
Индивидуальный характер профориентации
Любые предпринимаемые действия должны учитывать индивидуальные интересы,
способности и возможности каждого ученика.
Направленность профориентации на всестороннее развитие личности
Школьникам должна предоставляться возможность самостоятельного выбора профессии,
пробовать свои силы в разнообразных направлениях и специальностях, планировать
будущие шаги для получения искомой специальности, а педагоги и родители могут
лишь активно способствовать и помогать, не делая выбора за ребёнка.
Ожидаемые
результаты школьной профориентации
При наличии действующей системы школьной профориентации, сопровождающей ученика на протяжении всего времени обучения, у учащихся будет успешно сформировано сознательное отношение к труду и логически завершён процесс выбора профессии с учётом своих интересов, возможностей и требований, предъявляемых рынком труда. Результатом станет дальнейшая успешная социализация выпускников и их лёгкое вступление в профессиональный мир.
Уважаемые выпускники Усть-Лабинского района!
Одной из
интереснейших профессий в цифровую эпоху является профессия библиотечного
специалиста, являющегося сегодня разработчиком уникальных информационных
продуктов и услуг, координатором
электронных ресурсов, создателем и модератором веб-сайтов библиотек, инициатором инновационных
социокультурных проектов.
В библиотеках
муниципального образования Усть-Лабинский район по данным краевой статистики
обеспеченность специалистами с профильным (библиотечным) образованием
составляет всего 30,2%. Преобладание среди сотрудников библиотек Усть-Лабинского
района Краснодарского края лиц с непрофильным образованием не способствует реализации
потенциала библиотек для обеспечения образовательной деятельности учащихся, их
социокультурного развития в условиях цифрового общества.
Современный
библиотечный специалист должен обладать профессиональными компетенциями,
соответствующим функциям библиотечно-информационного учреждения, определенных
государственной политикой в области библиотечного дела, Национальным проектом
«Культура» (2019 -2024гг).
Краснодарский
государственный институт культуры в 2021 году
объявляет прием
на информационно-библиотечный факультет по направлению подготовки: 51.03.06 «Библиотечно-информационная
деятельность» профиль «Менеджмент библиотечно-информационной
деятельности» на бакалавриат (очная форма обучения) 30 человек (из них – 15 по
целевому договору).
Целевой договор, заключенный библиотекой с абитуриентом, многократно повышает его шансы на поступление в вуз, решает задачи профориентации и дальнейшего трудоустройства молодежи Усть-Лабинского района, обеспечения его социокультурной сферы высококвалифицированными кадрами.
Голубева Н. Л., профессор кафедры библиотечно-библиографической
деятельности
и информационных
технологий КГИК, доктор педагогических наук.
Контактные данные: 8 918 25 72 073, subrosa1@yandex.ru
Письмо № 264 от 10.02.2023 Об участии в профориентационных мероприятиях
Приказ № 671-П от 24.10.2022 г. О проведении осенней профильной смены «АгроОсень»