Александр
Ерунов, сдавший ЕГЭ по литературе на #100баллов,
делится секретами своего успеха и рассказывает об особенностях подготовки к
экзамену!
«Безусловно, я рад и доволен результатом!
Такие баллы оказались для меня даже неожиданными. Но, видимо, свою роль сыграло
общее впечатление от работы.
В этом, кстати, и заключается особенность литературы. Всё-таки 90% КИМа – это
сочинения, а проверяют их живые люди, которым знакомо сострадание и понимание.
Но, как ни парадоксально, субъективности в литературе нет. Литература – это
наука, которая изучает авторский текст (поэтому правильнее было бы назвать
предмет не «литература», а «литературоведение»).
Экзамен тоже «текстоцентричен», т.е. во главе стоит текст и авторский замысел.
В этом тексте есть чётко определённая авторская позиция, которую экзаменуемый
(да и обыкновенный читатель) не должен искажать и обязан проанализировать.
Это я всё к тому, что важно разграничивать личное восприятие героев и авторское
отношение к ним. Мне может не нравиться Катерина из «Грозы»: например, я не
понимаю мотивировку её поступков, но для автора она – идеал и воплощение
чистоты и непорочности.
И это можно (а на ЕГЭ нужно) доказать, опираясь только лишь на текст. Понимание
этой специфики предмета уже даст вам половину баллов.
Другую половину, как и везде, можно заработать только отработкой и оттачиванием
навыков письма. В каждом сочинении есть критерий «Логичность и соблюдение
речевых норм». Обнаружить и исправить эти речевые и логические ошибки можно
только практикой. Поэтому важно иметь наставника, который указывал бы вам на
них и помогал исправить.
Также важно изучить в принципе все критерии всех сочинений, чтобы чётко
понимать, за что каждый балл ставится и в каких местах его могут снять.
Часто я читал сочинения, написанные практически на максимум, но с потерей
одного балла за привлечение терминов.
В критериях прописано, что в сочинении должно быть не менее двух теоретико-литературных
понятий, применённых для анализа.
И какой бы глубокой и умной ни была работа, если в ней не будет двух правильно
употреблённых терминов, эксперт просто не сможет поставить балл.
О таких формальностях очень важно не забывать, за них терять баллы очень
обидно...
И последнее, как мне кажется, очень важное в подготовке к литературе – это
искреннее желание заниматься ею. Будет слишком тяжело заставлять себя садиться
за подготовку, нужно наслаждаться процессом изучения «внутренностей» текста,
ставить более высокую цель, чем просто высокие баллы.
На экзамене я испытал много стресса, потому что легкомысленно отнёсся к
распределению времени и последние два сочинения писал торопливо и ускоренно.
Поэтому, выйдя из аудитории, я не был уверен в своей работе.
Но после разочарования, во время томительного ожидания результатов, я все-таки
пришёл к смирению и спокойствию, ведь, какие бы ни были баллы, у меня все равно
остался опыт «говорить о литературе и про литературу» (полученный благодаря
Гульнаре Маратовне, за что ей огромное спасибо), а главное у меня осталась
–любовь к литературе.
И другим выпускникам я советую не относиться к своим предметам утилитарно,
только с точки зрения баллов. ЕГЭ во многом зависит от множества факторов: от
вашего физического, эмоционального состояния, погоды, атмосферы в аудитории, в
конце концов – от удачи.
И если звезды не сойдутся и результат вас не обрадует, то внутри останется
только пустота и разочарование…
В общем, относитесь к любому исходу с пониманием и принятием».