Необходимость
расширения представлений обучающихся о разнообразии видов человеческой
деятельности часто обсуждается на самых разных уровнях. Председатель
Правительства, например говорит,
что чем раньше ребенок попробует себя в разных областях, тем скорее он поймет,
чем хочет заниматься по жизни.
Важность
развитых представлений о мире подтверждается данными многих исследований,
указывающих на корреляцию между широкими знаниями и результатами обучения.
Однако можно предположить, что за этой связью стоит в первую очередь
высококлассное преподавание и высокие показатели любознательности обучающихся
(что, в свою очередь, является следствием
качества образовательной среды школы).
Поэтому,
с одной стороны, важны инициативы, которые предполагают всяческое расширение
образовательных возможностей. К тому же цифровые технологии позволяют такие
возможности сделать широко доступными.
С
другой стороны, помимо формального наличия возможностей, не менее важно и
качество получаемого опыта. А оно, судя по всему, может так сильно отличаться,
что при попытке оценить среднюю эффективность практически не показывает прирост
результатов. Так, например, наличие допобразования
в школе не показывает связи с более высокими результатами по функциональной
грамотности. Кстати, показатели охвата мероприятиями также не
показывают связи с результатами воспитательной работы.
О
чем это говорит? Если внешний показатель количественный и, например, нацелен
лишь на учет охвата, где-то внутри школы (региона) совершенно необходимо
оценивать качество — результативность этого охвата, чтобы развить,
усовершенствовать или, как минимум, просто настроить организационные подходы. А
без практического анализа эффективности,
то есть получения обратной связи, сделать этого не получится.